Разделы:
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля
Автор racer
Зарядка аккумулятора автомобиля своими руками

В процессе эксплуатации автомобиля аккумуляторная батарея постоянно подзаряжается током генератора. Но его мощности, а часто и времени в пути недостаточно, чтобы восстановить емкость батареи на 100%. Поэтому специалисты рекомендуют периодически (1 раз в месяц) осуществлять зарядку автомобильного аккумулятора от стационарного устройства. Даже при покупке новой АКБ рекомендуется активизировать ее зарядным устройством, т. к. во время нахождения на складе и в процессе транспортировки емкость аккумулятора с каждым днем становится меньше.

Чтобы правильно зарядить аккумулятор легкового автомобиля, необходимо иметь следующие приборы и приспособления:

  • зарядное устройство,
  • нагрузочная вилка,
  • ареометр (для обслуживаемых источников питания).

Нагрузочная вилка позволяет определить рабочее напряжение аккумулятора, которое измеряется под нагрузкой. При помощи ареометра легко узнать о степени зарядки батареи по плотности электролита в каждой банке. Полностью заряженный АКБ имеет плотность 1,27 г/см3, а напряжение - 12,7 В. При 50% разряде плотность снижается до 1,21 г/см3, а величина напряжения падает до 12,3 В.

Зарядные устройства изготавливаются как с автоматической, так и ручной регулировкой. Проще пользоваться "автоматами", которые сами выбирают необходимые режимы (величину напряжения и силу тока), а после достижения полной емкости батареи, отключают устройство. Если заряжать аккумулятор приходится прибором с ручным управлением, то автолюбителю нужно знать несколько важных моментов.

Как правильно заряжать обслуживаемый аккумулятор

Индикатор времени зарядки аккумулятора - это светодиод зелёного цвета

Индикатор времени зарядки автомобильного аккумулятора.

Для зарядки автомобильного аккумулятора используется два способа:

  • зарядка при постоянной силе тока,
  • зарядка при постоянной величине напряжения.

Первый способ зарядки заключается в подаче на аккумулятор постоянного тока силой в 10-12% от емкости АКБ. Например, для аккумуляторной батареи емкостью 77 А/ч требуется сила тока 7,7-9,2 А. Длительность полной зарядки составит 10-12 часов.

При втором способе на приборе устанавливается постоянное напряжение величиной 14-15 В. Чтобы зарядить АКБ на 100% может понадобиться несколько суток.

Степень заряженности батареи определяется ареометром по плотности, которая должна быть постоянной в течение 3 часов.

Для зарядки кислотного аккумулятора можно пользоваться разными способами. Предварительно необходимо открыть отверстия всех банок, проверить визуально уровень электролита (если требуется, добавить дистиллированную воду), подключить зарядное устройство, соблюдая полярность. Провод с положительным зарядом присоединяется к плюсовой клемме, а провод с отрицательным зарядом – к минусовой клемме батареи. Далее устанавливается необходимая сила тока или напряжение, и процесс длиться до полной зарядки батареи.

Чтобы зарядить щелочной аккумулятор, следует руководствоваться следующей методикой. Сначала выполняются подготовительные операции, как и в случае с кислотными АКБ. Начинать зарядку следует, установив напряжение от 1,4 до 1,45 В, а завершать процесс нужно при величине напряжения от 1,75 до 1,85 В.

Чтобы зарядить щелочную батарею, используются три режима:

  • нормальный,
  • ускоренный,
  • усиленный.

Отличие заключается в длительности операции зарядки. При нормальном режиме аккумулятор заряжается 6 часов. Усиленный режим происходит в два раза дольше. А для ускоренной зарядки требуется 2,4 часа при удвоенной силе тока, а также 2 часа при номинальной силе тока.

На восстановление емкости щелочных аккумуляторных батарей положительно влияет система заряда-разряда. А вот установка очень слабого тока может пагубно сказаться на аккумуляторе. Важно следить, чтобы температура электролита не превысила 45ºС.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля

Попытка восстановить необслуживаемую аккумуляторную батарею для авто

В необслуживаемых моделях отсутствуют доступные отверстия для добавления электролита или дистиллированной воды. Поэтому при восстановлении емкости батареи нельзя допускать перезарядки, чтобы вода не "выкипала". Для обеспечения нормальной зарядки напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 15,5 В.

В зависимости от степени разряда необслуживаемой батареи применяется разная тактика восстановления емкости. Главной характеристикой зарядки становится напряжение, а сила тока позволяет только оценить ход процесса.

  1. При глубоком разряде аккумулятора сразу подается пониженное напряжение (12-13 В). При этом нужно следить, чтобы сила тока не поднялась выше 1/20 величины емкости. Если этот показатель превышает допустимую норму, необходимо еще понизить напряжение. Постепенно ток будет расти, а плотность электролита повышаться. Когда сила тока достигнет 1/10 величины емкости батареи, можно переходить к стандартному процессу зарядки напряжением 14,4 В.
  2. При "обычном" разряде АКБ на клеммы сразу подается напряжение 14,4 В. По мере увеличения емкости сила тока будет уменьшаться до 0,2 А. Перезарядить АКБ таким способом невозможно.

Если кипит аккумулятор при зарядке

Бывает несколько причин кипения аккумуляторной батареи во время зарядки.

  1. Кипение электролита говорит об окончании процесса, начинается электролиз воды и выделяется газ. Необходимо уменьшить силу тока, чтобы устранить газообразование.
  2. Активное выделение газов наблюдается при форсированной зарядке высокой силой тока. При достижении температуры 45ºС процесс необходимо прекратить.
  3. Неисправность аккумулятора (сульфатация пластин, низкий уровень электролита, короткое замыкание в одной из банок). Батарею следует показать специалистам-аккумуляторщикам.

Аккумуляторная батарея является важнейшим элементом современного автомобиля. Чтобы продлить срок ее эксплуатации, автолюбитель должен уделять ей немного внимания. Следить за чистотой АКБ, периодически очищать клеммы от окислов, производить регулярную зарядку стационарным источником питания. Тогда не придется стоять с открытым капотом и просить водителей о помощи.

Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях или напишите комментарий:

Правила комментирования