Разделы:
Тосол и его применение в системе охлаждения двигателя автомобиля
Автор racer
Тосол Север 40, АВТО Лидер

Тосол Север 40, АВТО Лидер.

Система охлаждения автомобиля имеет важное значение в плане поддержания оптимальной рабочей температуры двигателя. Ключевую роль занимает охлаждающая жидкость, которая циркулирует по двигателю и отводит от него тепло. До недавнего времени вне конкуренции был тосол, который рекомендовался для использования в советских автомобилях. Он представляет собой раствор этиленгликоля в воде, в который добавляются различные антипенные и антикоррозийные присадки. Такое название советский антифриз получил от заглавных букв отдела технологии органического синтеза (ТОС), который его разработал, и окончания -ОЛ (в химии присваивается всем спиртам). А этиленгликоль и является двухатомным спиртом, который очень ядовит и в концентрированном виде замерзает при -12°С. При разбавлении его водой в соотношении 1:1 получается раствор с температурой замерзания -40°С. Остается добавить присадки, чтобы получить Тосол-А40.

Так как эта охлаждающая жидкость разрабатывалась для использования в двигателях ВАЗ, то отечественные автомобили успешно заправляются ей и сегодня. А многие автопарки используют тосол и для заправки моторов грузовиков и других самоходных машин.

Производители и цены на тосол

Как и любой другой товар, охлаждающаяся жидкость отличается по качеству и цене. В России достаточно много заводов и компаний производят антифриз. Но многочисленные тесты выявили явных лидеров по качеству продукта.

Дзержинск тосол Синтез

Sintec ОЖ-40.

ОЖ-40 "Тосол-ТС". Выпускается в Дзержинске ООО "Тосол-Синтез". Цена 1 литра составляет 50 руб. Срок службы - 5 лет.

"Супер Тосол А-40М Consol". Производителем является московская компания ООО "Виал-Ойл". Стоимость 1 л - 40 руб.

"Тосол Э40". Также выпускается в Дзержинске предприятием ООО "Дзержинск-химпромсервис". Цена 1 л - 40 руб.

"Тосол FELIX-40". Производитель - ООО "Тосол-Синтез". Цена за 1 л - 60 руб. Срок службы - 120000 км.

Изначально водный раствор этиленгликоля представляет собой бесцветную жидкость. Окрашивание антифриза преследует следующие цели:

  • придание индивидуальности продукту;
  • улучшение видимости антифриза в расширительном бачке;
  • определение мест утечек.

Например, для разных автопроизводителей один и тот же антифриз может окрашиваться в оранжевый цвет (Форд), розовый (Опель), желтый (Вольво), синий (Коматсу).

На свойства охлаждающей жидкости цвет не оказывает никакого влияния.

Советы по применению

Тосол, как и другие технические жидкости в автомобиле, со временем теряет свои качества и требует замены. Обычно срок службы указывается на емкости с антифризом. Он может выражаться в годах (3-5 лет) или километрах пробега (60-120 тыс). Производитель автомобиля может также указывать как марку охлаждающей жидкости, так и дискретность ее замены.

Для слива отработанного тосола необходимо:

  • дождаться охлаждения двигателя,
  • открыть пробку радиатора или расширительного бачка,
  • в старых отечественных авто включить печку на обогрев,
  • подставить емкость для сбора жидкости,
  • открыть сливной вентиль или отсоединить патрубок в самой нижней точке двигателя.

Перед заправкой новой ОЖ необходимо промыть систему охлаждения водой. Двигатель можно завести на 5 минут. После этого вода сливается, закрываются вентили или присоединяются патрубки, а затем заливается новый тосол до середины расширительного бачка. Обычно система охлаждения легкового авто вмещает 7-10 л разбавленного раствора. Мотор нужно завести и дождаться, когда откроется термостат (80-90°С). После этого нужно проверить уровень охлаждающей жидкости и добавить ее до максимальной отметки. При охлаждении объем ОЖ уменьшится, а при нагревании снова возрастет.

Смешивать антифриз разных цветов и производителей не следует. Несмотря на одинаковые основные компоненты, ОЖ отличаются присадками, которые могут конфликтовать при смешивании.

Использование воды (даже дистиллированной) вместо тосола допускается кратковременно только в экстренных случаях. Дело в том, что этиленгликоль обладает смазывающим свойством, что очень важно для работы помпы (водяного насоса), которая "гоняет" охлаждающую жидкость по всей системе охлаждения.

Возможные проблемы, связанные с охлаждающей жидкостью

1. Утечки антифриза в моторном отсеке. Основные места протекания:

Протекает патрубок в моторном отсеке
  • патрубки. Треснувшие детали подлежат замене, ослабленные хомуты нужно поджать.
  • "сгнивший" радиатор. Некоторые умельцы пережимают потекшие трубочки, чем уменьшают объем охлаждающейся жидкости в радиаторе. Лучше установить новую деталь.
  • неисправен клапан расширительного бачка или радиатора. При высоком давлении в системе охлаждения клапан должен открываться, стравливая давление. Необходимо снять клапан разобрать его и промыть. Если неисправность не устранена, следует приобрести новый элемент.
  • течь по местам сопряжения деталей. Часто тосол вытекает из-под корпуса термостата, из-под датчиков, "плачет" помпа. Эти проблемы устраняются заменой прокладок или нанесением герметика.
  • течь между головкой и блоком цилиндров. Это самый неприятный случай, т. к. придется вскрывать двигатель и менять прокладку головки блока цилиндров.

2. Утечки ОЖ в салоне. Если в салоне "потеют" стекла, а выступившая влага липкая на ощупь, значит, потек радиатор печки или кран (если он выведен в салон). При сильных повреждениях охлаждающая жидкость может скапливаться под ковриками. Это не только неприятно, но и опасно для здоровья пассажиров. Неисправные детали необходимо заменить.

3. Выбрасывает из расширительного бачка. Эта проблема возникает по нескольким причинам:

Выбрасывает тосол из расширительного бачка.

Пустой расширительный бачок.

  • не держит давление клапан бачка или радиатора. Нужно почистить, промыть или заменить его.
  • наличие воздушной пробки в системе. Чаще всего появляется при замене тосола. Необходимо развоздушить систему и добавить ОЖ.
  • пробита прокладка ГБЦ. Если присмотреться, то можно заметить, как при работающем моторе в расширительный бачок попадают пузырьки газов. Требуется замена прокладки ГБЦ.
  • трещина в ГБЦ. Снимается головка с двигателя, проверяется на герметичность. Если не подлежит ремонту, устанавливается новая ГБЦ.

4. Тосол кипит. Температура кипения тосола марки А40 при атмосферном давлении должна быть не менее 108°С. В герметичной системе охлаждения температура кипения еще выше. Причины закипания следующие:

  • неисправен клапан расширительного бачка или радиатора,
  • не включается вентилятор. Виноват датчик включения или неисправен вентилятор.
  • не открывается термостат,
  • не работает помпа,
  • попадают газы вследствие пробитой прокладки или трещины в ГБЦ,
  • не качественная или подлежащая замене охлаждающая жидкость.

5. Масло в тосоле. Одна из самых опасных неисправностей двигателя. При запоздалом обнаружении образуется густая субстанция из масла и тосола в системе охлаждения, которую сложно вымыть. Основные причины попадания масла:

  • несправен радиатор охлаждения масла (если такой есть в автомобиле),
  • пробита прокладка или есть трещина в ГБЦ.

6. Тосол попадает в масло. Основная причина - не герметичность прокладки ГБЦ.

7. Тосол в двигателе. При попадании ОЖ в камеру сгорания из выхлопной трубы идет белый влажный дым, особенно на холодном моторе. Причиной попадания становится нарушение герметичности прокладки ГБЦ, а также появление трещины в самой головке.

Резюме

Многие проблемы в системе охлаждения можно предупредить, если регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости. Для этого некоторые автомобили комплектуются датчиком тосола, а обычно уровень проверяется визуально на расширительном бачке. Проверка выполняется на холодном двигателе. При утечках добавляется тосол, а при выкипании - дистиллированная вода. При обнаружении масла в ОЖ, при появлении белого дыма из выхлопной трубы, при увеличении уровня масла в результате попадания в него антифриза необходимо срочно обратиться к грамотному мастеру-мотористу. Это значительно уменьшит расходы на ремонт авто.

Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях или напишите комментарий:

Правила комментирования