Разделы:
Чем отличается тосол от антифриза и что из них лучше
Автор racer

Среди автомобилистов бытует мнение, что в систему охлаждения современного авто необходимо заливать только антифриз. Тосол разъедает детали двигателя и выводит из строя основные механизмы. Чтобы разобраться с этими предположениями, нужно немного вникнуть в химические нюансы охлаждающей жидкости для мотора автомобиля.

  1. Свойства антифриза и тосола
  2. Виды охлаждающих жидкостей
  3. Технология замены тосола на антифриз
Чем отличается тосол от антифриза

На протяжении полувека автомобильные системы охлаждения заправляются антифризами или незамерзающими жидкостями. Они вытеснили воду (которая использовалась для охлаждения мотора) вследствие нескольких причин.

  • Вода замерзает при 0°С, что требует ежедневного слива из системы в зимнее время.
  • Использование воды приводит к образованию накипи в деталях двигателя, как следствие уменьшение срока их эксплуатации.
  • Вода не обладает смазывающим эффектом, что отрицательно сказывается на работе помпы.
  • Применение воды приводит к быстрой коррозии металлических деталей, к растрескиванию резиновых элементов.

Эти и другие причины стали толчком для поиска охлаждающей жидкости с лучшими свойствами. Оптимальным вариантом стал этиленгликоль или этандиол-1,2 (по химической терминологии), который является простейшим двухатомным спиртом. Он стал основой антифриза и тосола. Это бесцветное вязкое химическое вещество хорошо растворяется в воде, имеет сладковатый вкус. А 50%-ный раствор в воде стал основой охлаждающей жидкости.

[↑] 

Свойства антифриза и тосола

И тосол, и антифриз изготавливаются на основе этиленгликоля. Они имеют следующие положительные свойства для работы двигателя:

  • хорошая теплопроводность,
  • низкая температура кристаллизации,
  • высокая температура кипения,
  • наличие смазывающего эффекта,
  • отсутствие разрушающего воздействия на металлические и резиновые детали системы охлаждения.
Свойства тосола и антифриза

Все это достигается добавлением в базовый состав этиленгликоля и воды многочисленных присадок. Вот здесь и кроется главное отличие антифриза от тосола.

Так как тосол был разработан еще в 60-ые годы прошлого века в Советском Союзе, то не одно поколение автомобилистов выросло, применяя этот продукт в отечественных машинах. Подопытным автомобилем при разработке советского антифриза стал ВАЗ-2101. К деталям этой машины и подбирались недорогие и эффективные добавки. Тосол отвечал требованиям ГОСТов и рекомендовался для пробега 60 тыс. км или срока эксплуатации 1-3 года.

С распадом СССР охлаждающая жидкость стала производиться разными кооперативами, фирмами-однодневками и кустарниками-нелегалами. Ведь ничего проще нет, как смешать в определенных пропорциях несколько компонентов, разлить по канистрам и получить сверхприбыль. При этом на качество продукта и соответствие его стандартам не обращалось внимания. В итоге автомобилисты после использования таких "тосолов" сталкивались с чудовищными разрушениями деталей двигателя. Так и появились суждения об особой агрессивности тосола, а также мнения, что применять его в иномарках категорически нельзя.

В настоящее время правила изготовления значительно ужесточились. Производители охлаждающих жидкостей должны не только придерживаться российских стандартов качества, но и отвечать требованиям международных систем контроля и качества. А еще важнее, чтобы автопроизводитель одобрил такую жидкость и рекомендовал ее к использованию в своих авто.

На сегодняшний день основное различие между тосолом и антифризом кроется в количестве и качестве применяемых присадок. Если у российского бренда их количество ограничивается 10-20 компонентами, то антифриз насчитывает до 40 различных добавок. От присадок зависит:

  • срок службы ОЖ,
  • цена продукта,
  • степень воздействия на стальные, алюминиевые, медные, латунные, резиновые и др. детали.

Поэтому основным критерием выбора тосола или антифриза будет рекомендация автопроизводителя, который проверил, испытывал и допустил к использованию эти охлаждающие жидкости.

[↑] 

Виды охлаждающих жидкостей

По мере развития химии появляются новые варианты антифризов и тосолов. Разрабатываются новые добавки, благотворно влияющие на свойства охлаждающей жидкости. В зависимости от характера присадок ОЖ бывают:

  • силикатными или неорганическими,
  • карбосиликатными или органическими,
  • гибридными.

Срок эксплуатации силикатных жидкостей ограничивается 2-3 годами или пробегом 60-100 тыс. км. Они и по цене занимают нишу 50-70 руб. за 1 л. Органические антифризы и тосолы имеют самый длительный срок службы, который достигает 5 лет или 250 тыс. пробега. Стоимость этой категории охлаждающих жидкостей находится в диапазоне 150-300 руб. за 1 л. Гибридные продукты занимают промежуточную позицию, как по цене, так и по качеству. Рекомендуемый пробег автомобиля не должен превышать 150 тыс. км.

Различия по цвету объясняются требованиями автоконцернов и желаниями производителей ОЖ. Добавка красного или оранжевого, синего или зеленого красителей никак не сказывается на свойствах охлаждающей жидкости (если это качественная добавка). Однако смешивать продукты разных цветовых гамм, а также разных производителей весьма нежелательно. Объясняется это возможной несовместимостью присадок в двух разных образцах.

[↑] 

Технология замены тосола на антифриз

Каждую охлаждающую жидкость со временем приходится менять. Определить состояние тосола или антифриза можно с помощью ареометра. Если плотность жидкости находится в пределах от 1,075 до 1,085 г/куб. см при температуре 20°С, то ОЖ может еще работать. Когда показания плотности опустятся ниже 1,075, то тосол подлежит замене.

Тосол вполне можно заменить антифризом. Главное, чтобы новая жидкость подходила для данного автомобиля. Последовательность действий такова:

Как правильно заменить тосол на антифриз?
  • дать двигателю остыть,
  • открыть крышку бачка или радиатора,
  • включить печку на обогрев,
  • приготовить емкость для сбора отработанной жидкости,
  • отвернуть сливной кран, пробку или отсоединить нижний патрубок,
  • промыть систему охлаждения водой, дав двигателю поработать несколько минут,
  • слить воду, закрыть сливное отверстие, присоединить патрубок,
  • разбавить антифриз согласно рекомендациям производителя,
  • залить раствор тонкой струей в систему охлаждения,
  • завести двигатель, дождаться открытия термостата (80-90°С),
  • довести уровень жидкости до нормы, закрыть крышку радиатора или расширительного бачка.

Тосол и антифриз представляют собой один и тот же продукт. По сути, разница между тосолом и антифризом напоминает отличие "Русской водки" от водки "Финляндия" или "Абсолют". Все дело в качестве выпускаемого продукта и в применении секретных присадок. Автомобилист должен учитывать рекомендации автопроизводителя и использовать только проверенные жидкости. Это избавит в дальнейшем от неприятных проблем с обслуживанием двигателя.

Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях или напишите комментарий:

Правила комментирования